Кай

кай



Грохочут ли волны Катуни зеленоглазой
Аргута барсовым рычаньем,
Чолушмана медвежьим ревом, дуют ли горные ветры качая стволы вековых кедрачей,- слышится кай, древний, звучавший со дня самого мироздания, могучий кай!
(А.О. Адаров)
Особую уникальность в фольклоре имеет алтайский кай. Многие тысячелетия накапливался репертуар, оттачивалось мастерство исполнения кая, и образ кайчи был образом духовного наставника. Алтайский кайчи - мастер, профессионально подготовленный в своем искусстве. Многие сказители учились у своих отцов и дедов и иногда у других сказителей. Мальчики 6-7 лет проходили «настоящую школу». Юноша уходил в горы, становился нелюдимым и замкнутым. Домой возвращался через несколько дней. После обрядов и ритуалов он становился кайчи. У известных сказителей собирались люди послушать кай. Наставники сами ездили по всем селам, чтобы избрать молодого исполнителя и научить его основам горлового пения. В основном кай исполняется под аккорды топшура особым гортанным пением. Кай исполняется так же в сопровождении национальных инструментов комуса и икили.
Особенность алтайского кая - это исполнение целостного эпического сказания на память, которое достигает нескольких тысяч строк.
Кайчи не разрешалось петь сказание днем, в крайнем случае, можно было петь без концовки. Он заканчивал пение с наступлением рассвета. Концовку можно было исполнять только ночью или под утро, в ней то заключался особый смысл.
«Ээлу кайчи» - это особо одаренный, обладающий огромным духовным богатством, мудростью и постигший все грани своего искусства кайчи - подлинный духовный наставник своего народа. Во время исполнения такого певца могли происходить всякие чудеса, то сами собой открывались и закрывались двери дома, то ярко вспыхивал огонь в очаге. У некоторых певцов «хозяином» был герой исполнявшего им эпического произведения. Он принуждал своего певца к исполнению поэмы. Среди исполнителей кая нередко встречались люди частично или с полной потерей зрения, повышенной нервной возбудимостью. Сказители редко вели обычный образ жизни. Они постоянно разъезжали по Алтаю, так как были желанными гостями на свадьбе и в доме умершего и на народном пиру. Как и Камы (шаманы) кайчи не имели возможности содержать скот, устраивать семейную жизнь. Сказители также были специалистами в установлении контактов с иным миром.
Алексей Григорьевич Калкин был потомственный сказитель. Алексей быстро запоминал отрывки сказаний, сказки, пословицы, загадки и пытался их использовать в разговоре со своими сверстниками, родственниками. В 16-17 лет он созрел, как сказатель, к 19 годам стал признанным мастером, обладающим эпическим знанием, к 40 годам популярность стала общепризнанной». Так отмечает И.Б. Шинжин, народный сказитель Республики Алтай, заслуженный работник культуры.
Сказители всегда пользовались у народа большой популярностью и любовью. В памяти алтайского народа хранятся имена наиболее известных из них: Н. Н. Улагашев из Еланды, А.Г. Калкин из Паспарты, Т.А. Чачиякова из Ело, Казак Кокпоевой из Яконура, Ч. Куранакова из Аноса и др.
Кай остается загадкой не только для ученых, занимающихся устным поэтическим творчеством, но в большей мере для музыкантов, композиторов и исследователей музыковедов.
Знамениты сказания алтайского народа о богатырях «Очы-Бала», «Алтай-Буучай», «Маадай - Кара», «Алып - Манаш». Эпос «Маадай – Кара», как многие героические сказания алтайцев и других тюрко - монгольских народов назван не по имени героя, а по имени его отца. Сказание «Маадай-Кара» начинается с мотива о богатырстве, описывается безмятежная жизнь в стране старого богатыря Маадай - Кара.
Маадай - Кара богатырь, носящий титул каана; он стоит во главе не семьи или рода, а во главе племени (албаты). Он никому не угрожает, человечен, благосклонен народу. В нем выражен народный идеал о справедливом правителе.
В «Маадай-Кара» отец, узнав о приближающемся нашествии, изготовляет особенную колыбельку:
«Кара тайга бу болгжын, «Черная это гора
Адан болгой балам - деди Пусть отцом тебе будет, дитя мое.
Торт кайын бу эмди ле Четыре березки эти
Энен болгой балам», деди… Пусть отцом тебе будут, дитя мое» - сказал…
(Маадай-Кара:1973.87 (Перевод С.С. Суразаков)
В героическом эпосе герой обязательно должен совершить подвиг сам, без посторонней помощи. Без этого невозможно представить сказание.
В какие годы появился кай? Кто придумал такие сказания? Никто в точности не знает, где и когда появилось горловое пение. Кай о богатырях, об их героических поступках, о преданности и о предательстве, о доброте и о коварстве, о защите своего народа и своей земли, о любви и о ревности, капля дождя и свист ветра, топот коней и звон мечей оставляли самые незабываемые впечатления в сердце у каждого слушателя.
Будет ли знать наше поколение о великом и могучем кае алтайского народа? Услышим ли мы ту песню, те аккорды топшура, комуса и икили в современное время? В наше время кай исполняется только в современно – эстрадном стиле. Мы, т. е. наше современное общество, сами того не замечая, отталкиваем от себя свою культуру, традиции и обычаи. Почему сегодня в горах Алтая не слышен тот кай, который придавал народу мужество и героическое благородство? Тот кай, в котором добро побеждает зло. Тот кай, в котором богатыри ради своей земли, народа и любви сражались. Потому что нет таких великих сказителей… А может они среди нас и есть? Но не могут возродится как кайчи? Опять же вопрос ПОЧЕМУ? Потому что нет наставников, а если нет наставников, то у кого может научиться юный кайчи. Если каждый из нас дальше будет смотреть на мир и на то, что происходит «сквозь пальцы», то мы потеряем все - и религиозное мировоззрение, и традиции, и культуру. Кем мы будем потом? Этносом, который не знает ни рода, ни племени?.. Так может каждому из нас стоит задуматься о будущем. О будущем своих детей и внуков…

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Эта непрофессиональная народная музыка

News image

Этномеханика -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра Прибой , отданного...

Reelroadъ все объяснил про сосиски

News image

Свое 11-летие Reelroadъ отпраздновал в московском КЦ «Дом» целиком русской программой. Любопытно, что изначально Reelroadъ играл преимущественно ...

Выступления:

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репети...

Интервью:

Пелагея: Мой принц ускакал на белом коне

News image

Пелагея – загадка шоу-бизнеса. Уже в 9 лет девочка из глубинки стала петь перед президентами нескольких стран. Начав с Ельцина, продолжила выступать перед Путиным и до сих пор поет для чиновников са...

Читать

Инструменты

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри о...

Авторизация



Новые альбомы:

«Ulytau» - «Jumyr-Kylysh»

News image

Всякий раз, беря в руки альбом инструментальной музыки, первым делом задумываешься о нелегкой судьбе такой музыки на э...

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

«Мельница» - «Дикие травы»

News image

Сначала был концерт в «Олимпийском», после которого «Мельница» стали первыми русскими фолк-рокерами, покорившими главн...