Ансамбль Сябры - легенда музыкальной жизни и Беларуси, и России. Накануне приезда ансамбля в Москву мы встретились с его художественным руководителем, народным артистом Республики Беларусь Анатолием ЯРМОЛЕНКО.
- Анатолий, кажется, Сябры - единственный коллектив из бывших советских ансамблей, который за 30 лет не распадался, не возрождался и не исчезал с творческого пути... - В составе нашего ансамбля несколько человек работают со дня основания - с 1974 года, когда мы начинали в Гомельской филармонии, тогда это была глубокая периферия. Потом была Москва. Там уже вовсю выступали Песняры и Верасы , и нам было сложновато вклиниться. Но благодаря композитору Олегу Иванову у нас появилась песня Олеся , которая стала нашей визитной карточкой. С этой песней мы стали лауреатами телевизионного конкурса С песней по жизни . - Где сейчас приходится концертировать? - В силу объективных причин многое изменилось - другие условия, эфирное время стало другим. А до 1990 года мы входили в пятерку сильнейших групп Союза. Сябры объездили всю территорию страны, после распада больше работали в Беларуси и в дальнем зарубежье. Было несколько очень интересных поездок в США, в страны Европы. С середины 90-х нас стали активно приглашать в концертные залы Москвы и других городов России, пошло возрождение нашей прежней аудитории. Мне было приятно получить для Сябров приглашение сольно выступить 5 марта будущего года в Кремлевском дворце. Замечу, раньше ни одному ансамблю Беларуси не был предложен сольный концерт в Кремле. В этом концерте с нами будут работать Николай Басков, София Ротару, Лариса Долина, Надежда Бабкина, с которой мы дружим, надеюсь, встречу и Николая Расторгуева... - Как складываются у Сябров отношения с властью? - Не могу сказать, что у себя мы на каком-то привилегированном положении. Мы поем свои песни искренне, мы не конъюнктурны. Если я пою о родной деревне, то я хорошо знаю, о чем пою. Я не городской житель, и мне до боли знакома моя деревня. Вообще Беларусь - такой заповедный край, где все отличается необыкновенной чистотой. Беларусь - она так называется не потому, что она - белая, а потому что - чистая. Порой эту искренность принимают за некую простоту, но это отнюдь не так. Речь идет о чистоте души, что такая редкость в сегодняшнем мире. - Беларусь - поющая страна. Певец в Беларуси, на ваш взгляд, больше чем певец, если перефразировать известную формулу Евгения Евтушенко? - Я бы не брал на себя ответственность такого утверждения. От творческих людей зависит только эмоциональное состояние зрителей. Мы не можем, к сожалению, ничего кардинально поменять - мы только создаем настроение, а под его влиянием человек может принять какие-то правильные решения. На одном нашем концерте, где присутствовали много руководителей разных рангов, мне сказали: Жаль, что мы сперва решали свои проблемы, а потом только послушали ваш концерт. Если бы все было наоборот, дела бы пошли по-другому! - Песни Сябров отличаются пронзительным лиризмом. Как это вписывается в наш век скоростей и грохота? - Может быть, так происходит потому, что мы не стараемся вписываться. Мы спокойно движемся, но не топчемся на месте. Мы не стараемся быть модными, потому что быть модным нынче сложно. Мы стараемся быть современными. Словом, мы хотим быть самими собой и поем о том, что происходит в душе человека. Во все времена в ней были добрые струны, мы стараемся их задеть нашими песнями. Конечно, основной наш зритель рос вместе с нами. Но в последнее время наши залы заполняются и за счет молодежи, потому что родители хотят, чтобы их дети воспитывались на песнях их юности. Мы спокойно творим и не комплексуем. Было бы смешно, если бы мы сегодня старались исполнять ту музыку, которую пишут нынешние прекрасные молодые команды. - Вы чувствуете востребованность вашей музыки? - На нашу музыку есть спрос. Хотя у некоторых руководителей ТВ-каналов и радиоостанций порой есть удобное слово формат и обойма исполнителей. Нам трудно конкурировать с такой фабрикой звезд , своего рода инкубатором, штампующим исполнителей. Хотя я понимаю, что и это может быть кому-то интересно. - Существует ли конкуренция между белорусскими ансамблями? - Творческая конкуренция у нас, конечно, была. Мы наблюдали за работой друг друга и искренне радовались, если замечали у своих коллег удачи. Мы встречались с Владимиром Мулявиным, который иногда подсказывал интересные вещи, это помогало в работе над песней... - С кем из композиторов вы сейчас работаете? - Для нас много пишут Игорь Лученок и Олег Иванов. - Что вас может разозлить в жизни? - Ложь и зависть. Не могу терпеть, когда мне врут, и всегда это чувствую. И еще - ненавижу, когда мне завидуют. - Но ведь артистическая среда - террариум друзей ! - Поэтому-то я и общаюсь с очень узким кругом людей. Я, слава богу, застал еще те времена, когда не было шоу-бизнеса. Мы занимались искусством и продолжаем им заниматься. Я ничего не имею против шоу-бизнеса, но это нечто другое. - Какая у вас атмосфера в семье? Все-таки артист - вечные гастроли... - У меня вся семья - в ансамбле! Дочь Олеся родилась за кулисами сцены. Сын тоже работает у нас - на гитаре, а также занимается аранжировками. Жена - костюмер. Все при деле, и, что характерно, у всех получается. - Как вы относитесь к профессиональным династиям: у певицы дочь может стать певицей, у кинорежиссера сын - кинорежиссером, а вот у сына авиаконструктора самолеты могут не летать... - Там несколько иное - техническая сторона дела. А у нас все на эмоциях. Если ребенок растет с малых лет за кулисами, хочешь не хочешь, он впитывает в себя все это. Примеров тому не счесть. Есть и неудачные, но есть и удачные. - Не отговаривали Олесю от музыкальной карьеры? - Я не хотел этого. Но у нас слишком маленькая страна и слишком много талантливых детей, которые хотели бы себя реализовать. Все получилось случайно. Мне нужно было сниматься, не хватало человека в ансамбле. А моя Олеся окончила музыкальное училище, знает все наши песни. Я говорю ей: Становись на съемку! Сябры - мужской коллектив, но Олеся вписалась сразу. Пошли письма, звонки: кто такая симпатичная девочка? Я молчал, отвечал: мол, придет время, узнаете. А потом лет семь назад ко мне домой приехали телевизионщики снимать передачу Пока все дома - и рассекретили! Кстати, когда Олеся у нас играла на клавишах, Владимир Мулявин как-то меня спросил: почему, мол, не поешь свою Олесю с Олесей? Я говорю: Неудобно. Скажут, дочь тащит... - Зря, в этом есть изюминка и легенда! Так мы стали петь Олесю с Олесей.