На концертах белорусских “Песняров” в зале нет равнодушных. Уже первые такты захватывают слушателей, овладевают их вниманием. Люди в зале смеются, когда звучат шуточные деревенские припевки, украткой утирают слезы во время исполнения “Баллады о четырех заложниках”, которая воспевает детей батьки Миная, известного в Беларуси партизана, внимательно слушают такие лирические песни, как “Алеся” и “Александрына”, которые живут ради того, чтобы мир был красивее, либо рефлексийную “Возвращение песни” на слова Геннадия Буравкина (в оригинале Буравикова — Д.П.).
— Когда-то, — рассказывает Владимир Мулявин, один из основателей ансамбля и его бессменный художественный руководитель, — во время выступлений в Москве, в Зеленом театре на Выставке достижений народного хозяйства, обрушился проливной дождь. Музыканты не прервали выступление — они находились под брезентовой крышей, а слушатели закрылись зонтами и не покинули площадку до конца программы.
Мулявин вспомнил этот эпизод в качестве яркого доказательства признания.
Поначалу они назывались “Лявонами” — от Лявона, героя народных легенд и песен, своеобразного “брата” российского Иванушки или польского Яся. Позже изменили название на “Песняры”. Это изменение несло более глубокий смысл, в нем отразились творческие амбиции коллектива. Потому как “песняр” это еще и поэт, рассказчик, певец, поющий о родной земле и истории своего народа. Кроме аутентичных народных песен (а иногда это были произведения, взятые из собраний Академии наук БССР и никогда до этого не публиковавшиеся), “Песняры” имеют в своем репертуаре произведения современных композиторов на стихи классиков белорусской поэзии. Важной репертуарной позицией является, как ее называет сам Мулявин, вокальная публицистика — баллады “Хатынь”, “О комсомольском билете”…
Много лет назад — датой основания коллектива считается 1 сентября 1969 года — среди музыкальных критиков и меломанов развернулась дискуссия вокруг репертуара и исполнительского стиля “Песняров”. В самых общих чертах разговор велся о том, можно ли соединять музыкальный фольклор с современным эстрадным исполнительством, саксофон и электрогитары с традиционной жнивной песней, насчитывающей многие столетия? Не исчезнет ли, не затрется неповторимая красота народного творчества? Споры утихли, когда минские артисты стали лауреатами 4 Всесоюзного конкурса артистов эстрады, который состоялся в Москве в 1970 году. Сегодня уже никто не сомневается, что ансамбль предлагает хорошую музыку и хорошие тексты в отличном исполнении. В концертах по заявкам на радио слушатели требуют произведения “Песняров”, а их записи являются разыскиваемыми раритетами (простите, тупой стиль! — Д.П.).
На сцену они всегда выходят в стилизованных народных костюмах, а вот какие они в обычной жизни? Владимир Мулявин представил своих коллег на страницах еженедельника “Неделя”:
— Владимир (так в оригинале — Д.П.) Мисевич играет на саксофоне и народных инструментах. Мы называем его “совестью ансамбля” — поскольку он всем сердцем отдан работе. На сцене не любит шуток, хотя вне ее бывает ироничным. Леонид Тышко — гитарист, который доходит до мелочей, фанатик. Пишет стихи в ящик, кажется, их тематика поднимает вопросы философии. Написал и несколько текстов для ансамбля. По случаю дружеских вечеринок, приуроченных к дням рождений, награждает именинников сатирическими высказываниями. Александр Демешко — барабанщик, самый веселый из нас. Его хобби — кухня (выбор продиктован необходимостью: просто любит хорошо подъесть). Жену к плите не подпускает. Александр (так в оригинале — Д.П.) Борткевич — вокалист. По образованию архитектор. Очень лиричный, что отражается на стиле исполнения (в буквальном переводе — кладет пятно на, иначе — оказывает влияние). Прекрасно рисует, неплохо фотографирует, любит пофилософствовать. Анатолий Кашепаров — также вокалист. Любит автомобили и мотоциклы, поэтому делит жизнь между салоном автомобиля, седлом мотоцикла и сценой. Владимир Николаев — играет на органе — это музыкант необычайной впечатлительности. Фанатик препарации, даже тогда, когда это прием придает звучаниям достаточно необычные оттенки. Кроме того, отличный мим, поэтому во время основательных дискуссий выглядит очень убедительно. Игорь Паливода — пианист и Владимир Ткаченко — гитарист — самые молодые по стажу участники ансамбля, выпускники Минской консерватории.
О себе:
— У меня нет никакого хобби, кроме работы в коллективе. Вероятно, я очень требовательный и неприятный на репетициях. Не спорю. Это мое право и мои обязанности, я ведь руководитель… Но если в общих чертах, мы живем в согласии. До недавнего времени, выезжая на гастроли, брали с собой футбольный мяч и всегда играли с какой-нибудь местной командой. Иногда Шура Демешко забивал голы, потому что он в свое время играл в первой лиге. Сегодня мы уже практические не играем. Не те годы…
Добавим, что Мулявин прекрасный вокалист, играет на электрогитаре, автор многих удачных песен и интересных аранжировок, что он с самых первых дней коллектива заботится об оригинальности ансамбля и высокий художественный его уровень.