Главная - Ансамбль Песняры - «Песняры» и белорусская литература



«Песняры» и белорусская литература

«песняры» и белорусская литература



Якуб Колас всего дважды попадал в поле зрения «Песняров», но оба раза — в десятку. «Мой родны кут» и «Каханне» стали популярными с первого исполнения

Сегодня — 38 лет «Песнярам» Владимира Мулявина. Не юбилей. Но перед Днем белорусской письменности стоит вспомнить не музыкальную, а поэтическую составляющую успеха ансамбля. О словах песен коллектива не скажешь модное сейчас «текст». Купала, Богданович, Колас, Максим Танк, Аркадий Кулешов — классики и современники в прочтении Мулявина и «Песняров».

Концепция Купалы

Владимир Мулявин нередко говорил в интервью, что Янка Купала стал его любимым поэтом. Вместе с ним артист открывал Беларусь. Поэтому и песен на его стихи создано ансамблем более трех десятков. Часть из них входит в два песенных цикла В.Мулявина. А ведь были и объемные полотна: опера–притча «Песня пра долю» и рок–опера «Гусляр» (на основе кантаты Игоря Лученка, переработанной для ансамбля).

К сожалению, многое так и не было профессионально записано, осталось на любительских пленках или утеряно бесследно. Так, из второго песенного цикла на стихи Янки Купалы (1988) официально издана только песня «Бабулька». Лучше дело обстоит с первым циклом «Я несу вам дар» (1982 — 1983): часть песен вышла на «виниле» и СD. Неизвестна теперь судьба лишь двух песен этой программы: «Зачем впустую на судьбу роптать» и «З кiрмашу». Отметим, что сам Мулявин в прессе 80–х говорил, что песен для цикла написано вдвое больше, чем исполнено. Возможно, этот материал и оказался в основе программы 1988 года.

Обе программы гармонично построены на лирической ноте, куда вплетаются интермедиями то едкая сатира («Ну как тут не смеяться»), то метафорическое осмысление реалий начала ХХ века («Разлад»). Очень тонко прочувствована Мулявиным–концептуалистом композиция, драматургия поэзии Янки Купалы. В начале программы кружит шуточная, беззаботная «Людка», затем на глазах поэта рушится его первая любовь («Не гляди»), а в конце плачет над своей долей «Марыся».

А вот для программы 1988 года музыкант, повторив несколько лирических номеров из первого цикла, выбрал стихи более ироничные, «з’едлiвыя» («Мая хата з краю», «Асёл i навука», «На тэму крытыкi»). Как раз они олицетворяют нестабильную перестроечную эпоху, когда аллюзий на купаловских персонажей было немало. Кстати, во втором купаловском цикле все песни звучат на белорусском языке. Но, как и спектакль по Владимиру Маяковскому «Во весь голос!», программа не стала широко известна.

К поэзии Янки Купалы «Песняры» обращались в программах «Через всю войну» («Беларускiм партызанам»), «Голос души» («Малiтва»), «Вольность» («Я казак — не казак...», и пока неизвестна судьба этой песни). В саундтреке композитора Сергея Кортеса к фильму «Раскiданае гняздо» (1981) основные партии спел В.Мулявин. Его голос в песнях «На Купалле», «А хто там iдзе?» ощущается голосом самого поэта. Такого же эффекта добился исполнитель и в записях на стихи поэта к фильму «Комедиант».

А ведь опыт преображения в Янку Купалу у артиста был и ранее. В опере–притче «Песня пра долю» (1972 — 1976) Мулявин исполнил партию поэта, а в «Гусляре» (1977) — арию старца, лирического двойника Купалы. Вероятно, со времени рок–опер и концептуальных программ Купала и Мулявин стали духовно восприниматься личностями одного масштаба, Песнярами. «Купалиана» ансамбля началась со «Спадчыны» и... «загадки». В ряд народных попала песня «Нашто бабе агарод». Даже в новых изданиях «Песняров» не восстановлено авторство стихов Янки Купалы. А последним произведением на стихи Янки Купалы, исполненным В.Мулявиным, оказалась обновленная «Спадчына».

«Лявонiха»

со второго дубля

В отличие от Янки Купалы, чье творчество сопутствовало ансамблю долгие годы, к поэзии Максима Богдановича обращался Мулявин лишь дважды. Не с первого раза «Лявонiха» (на русском языке с вокалом А.Кашепарова, 1973) смогла покорить зрителя. Только после программы «Вянок» песня обрела новую жизнь в исполнении Игоря Пени, а популярной стала в аранжировке Олега Молчана.

Но визиткой ансамбля еще в 1974–м стала «Веранiка» Игоря Лученка — пронзительная, интимная, полная переживаний и грусти молодого поэта в трогательном исполнении Леонида Борткевича. А фраза «няма таго, што раньш было», пожалуй, именно после исполнения песни стала столь известной. Заметим, в фестивале «Песня года» произведение приняло участие только в 1977–м.

В 1991 году в песнях воплощена идея «Вянка». Размышление над судьбой и трагедией молодого поэта — таким видится «Вянок». Строен музыкальный ряд программы: слово поэта («Ой, чаму я стаў паэтам»), грустная визитка родины («Краю мой родны, як выкляты богам»), белорусские баллады и песни, чужбина, воспоминания о родине и любви, гимном в финале звучит «Погоня». Композиция по выверенности сродни сборнику Богдановича, но не завершенная, а пущенная в бесконечность поэзии и песни.

А программа стала успешной. Кроме проверенных временем «Веранiкi» и «Зоркi Венеры» (тут — с музыкой Мулявина, а не Рак–Михайловского), любимыми стали «Слуцкiя ткачыхi», «Лявонiха», «Погоня». Кроме дюжины основных песен, была и еще одна — «Маладыя гады», так окончательно и не вошедшая в программу.

Впервые «Вянок» звучал в нью–йоркском офисе ООН в год 100–летия М.Богдановича. А еще через пять лет вышла прекрасная рок–опера экс–песняра Игоря Паливоды «Максiм»...

«Каханне»

с первого раза

К фильму «Комедиант» Владимира Орлова «Песнярами» был записан саундтрек из нескольких песен Винцента Дунина– Марцинкевича и Янки Купалы. Тогда же создана «Дева Мария» на отрывок из «Песнi пра зубра» Миколы Гусовского.

Якуб Колас всего дважды попадал в поле зрения «Песняров», но оба раза — в десятку. «Мой родны кут» и «Каханне» стали популярными с первого исполнения. А редкая по чувственности «Падаюць сняжынкi» на стихи Павлюка Труса существует в двух вариантах: с вокалом В.Мулявина и И.Пени.

Максим Танк остался в истории «Песняров» в первую очередь благодаря «Завушнiцам» и «Аве, Мария», хотя были и другие, менее известные песни. Из творчества Аркадия Кулешова В.Мулявина и И.Лученка привлекли баллады и легендарная «Алеся». Еще до раскола ансамбля Александром Катиковым в 1997 году был написан прекрасный цикл «Жывем» на стихи Ларисы Гениуш. Поэзия Пимена Панченко, Петруся Бровки, Алеся Ставера, Веры Вербы, Анатолия Велюгина также становилась песнями «Песняров».

Программа «Через всю войну» написана В.Мулявиным на стихи поэтов–фронтовиков, консультантом и автором большинства песен стал Валентин Тарас. В репертуаре ансамбля были песни на стихи Михася Шушкевича, Рыгора Бородулина, Геннадия Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Леонида Прончака... Программа к 500–летию Франциска Скорины написана О.Молчаном на стихи Александра Легчилова. В процессе подготовки последней полноценной программы «Вольница» активно сотрудничали с ансамблем Валентина Аколова и Владимир Некляев.


Кстати

В «Песнярах» стихи писали и сами участники ансамбля. Иногда они становились песнями. Так, в фильме «Ясь и Янина» звучит две песни на стихи бас–гитариста Леонида Тышко — «Ночь Купальская» и «Як жа мне ў любвi сваёй прызнацца». Валерий Яшкин написал слова к песням «Улицы без конца», «Лявоны» (еще до «Песняров»!) и «Былинадрина» (неизвестная сегодня песня), создал либретто «Песнi пра долю». Несколько песен написано Олегом Авериным.

Из зарубежной поэзии «Песняры» обращались к стихам Уильяма Шекспира и Роберта Бернса (программа «Веселые нищие», музыка И.Паливоды). Перепевались по–русски «Битлз» и Дин Рид.

Русская поэзия представлена песенным спектаклем по Маяковскому «Во весь голос!». В цикле «Через всю войну» звучат песни на стихи Александра Твардовского, Семена Гудзенко. Создана и пьеса «Ванька–встанька» по Евгению Евтушенко. Русский символизм представлен любимыми Мулявиным Дмитрием Мережковским и Максимилианом Волошиным. ХIХ век — песней «Путь» на стихи Алексея Кольцова.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Федоров и Старостин приобщили молодежь к традициям

News image

Поводом собрать вместе уникальные коллективы, в своем творчестве не лубочно, но по-честному и серьезно исследующие глубины русского фольклора, стал ...

Как появилось Евровидение?

News image

Евровидение является ежегодным музыкальным конкурсом песен, который осуществляется среди исполнителей из стран, которые входят только в Европейск...

Выступления:

News image

Группа фольк-шоу «Ярмарка»

Группа фольк-шоу «Ярмарка» хорошо известна в Санкт-Петербурге не только завсегдатаям клубных и ресторанных вечеринок, но широкому кругу любителей на...

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

Интервью:

Надежда Бабкина: У меня нет конкурентов. Это ужасно!

News image

26 ноября гала-концертом в Кремле завершится масштабный всероссийский фестиваль под руководством Надежды Бабкиной «Песня России».

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Авторизация



Новые альбомы:

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...