Главная - Ансамбль Песняры - Лира и синтезатор



Лира и синтезатор

лира и синтезатор

Мы задержались с этой давно обещанной публикацией, за что просим извинения у наших читателей. Но «Песняров» нелегко застать в Минске. Пять лет назад в одном из интервью по поводу десятилетнего юбилея ансамбля Владимир Мулявин сказал, что семь лет они провели в гастрольных поездках. Это запомнилось, потому что казалось невероятным. Однако на звонки в Белгосфилармонию нам отвечали: «Песняры» в Москве», или: «Вчера улетели на полтора месяца в Сочи», или еще короче: «Их нет, на гастролях». И вот, наконец: «Завтра уезжают в Польшу». Между нашей очередной телефонной попыткой и отъездом ансамбля в очередную гастрольную поездку оказалось больше суток времени. Девять «песняров» во главе с руководителем заканчивали сборы, а десятый, Владислав Мисевич, отложив все дела, взялся за письма читателей «Рабочей смены».

Иван С., г. Минск. «Очень хотелось бы передать через вашего корреспондента огромное-преогромное спасибо вокально-инструментальному ансамблю «Песняры» за их последнюю работу «Через всю войну». В ней, как и в предыдущих программах, виден огромный кропотливый труд всего ансамбля... От всей души хотелось бы поздравить «Песняров» с 15-летием их работы на эстраде и особенно руководителя - народного артиста БССР Владимира Мулявина.

Мисевич: Большое спасибо. Поздравления и благодарности получать всегда приятно. Ho давайте начнем с вопросов, так сказать рабочего характера.

Лютаревич Олег, г. Витебск. «Почему обработки белорусских народных песен «утяжелились», а сами песни стали более растянутыми? («Чарачка мая», «Ой, дзе ж мы ходзiм»). Раньше белорусские песни в исполнении «Песняров» легко запоминались. Сейчас – нет»

Мисевич: Имеется в виду, вероятно, программа обрядово - календарных песен, которая была сделана пять лет назад. Видимо, какие-то недостатки здесь точно подмечены. Не знаю, как насчет «утяжеления», но от той простоты, которая была у ранних «Песняров» в их прежних аранжировках, мы отошли. За этим, видимо, стоит и попытка найти какой-то новый музыкальный язык, новые приемы аранжировки. То, что хорошо было 15 лет назад, сегодня требует развития. И потом, восемь лет назад произошла смена состава, ансамбль увеличился. Вначале нас было пятеро, а сейчас - десять. В аранжировках принимали участие новые музыканты: Ткаченко, Дайнека, Поливода. Это были их ранние работы, и своего рода эксперимент, на который Владимир Мулявин пошел сознательно, на наш взгляд удался. Там были интересные находки, которые позволили нам продвинуться вперед в своем творчестве, подойти к программе «Через всю войну». Собственно, мы на протяжении всех лет старались экспериментировать, не останавливаться на тех приемах, которые приносили успех. Творчество бесконечно - это мы понимали, - и если хоть однажды остановиться, можно застыть.

Татьяна Л. и Ирина С, г. Минск, Олег Лютаревич, г. Витебск: «Какова главная причина смены состава в ансамбле? Почему ушел из ансамбля Леонид Борткевич? Ведь с его уходом вокальный запас «Песняров» стал беднее. У Владимира Дайнеки хороший голос, но заменить Борткевича в роли лидер-вокала ему не часто удается».

Мисевич: Ансамбль - не симфонический оркестр, где замена одного скрипача другим проходит не так болезненно. Нас всего десять человек, и уход любого музыканта и значителен, и заметен. Это лишний раз говорит о том, что не случайные люди собрались вместе. Конечно, с уходом Борткевича мы что-то потеряли на какой-то период времени. Но вряд ли здесь есть чья-то вина, Профессия наша трудная, сложная и не только для нас, но и для наших семей - мы редко бываем дома. Ну и потом, возраст. Кто-то хочет поменять профессию, изменить уклад жизни. Леонид Борткевич остался верен своей профессии, продолжает петь. Он работает с оркестром Белорусского радио и телевидения под управлением Бориса Райского. Я думаю, что ответ более точный можно получить, послушав и изучив его новые песни, может быть, здесь удастся понять причину наших творческих и житейских расхождений. Но я еще раз хочу повторить, профессия наша не из простых, и потому причины смены составов неоднозначны. Когда мы собрались пятнадцать лет назад, ни у кого из нас не было семьи. А сейчас у всех - семьи, дети и обязанности соответственные. И всё это нужно сопрягать с творческой работой в ансамбле, которая усложняется с каждым годом. Появляются «ножницы» так сказать, в разделении своего труда и семейных обязанностей. Даже те два-три месяца в году, что мы бываем в Минске, большую часть времени мы проводим на репетициях и концертах. Правда, мы не единственные. У всех артистов эстрады такая судьба. И мы не жалуемся на неё. Просто очень важно, чтобы наши близкие, наши семьи это понимали. При всем при том, так называемой текучести кадров в нашем ансамбле не наблюдается. Тот, кто за нами следит, мог заметить, что последним пришел в коллектив Игорь Пеня, и было это пять лет назад. Все остальные работают по семь, по восемь лет, не говоря о ветеранах, которые еще назывались «Лявонами».

Корреспондент: Сколько лет младшему «песняру» и сколько старшему?

Мисевич: Владимиру Георгиевичу Мулявину – 43 года, а Володе Беляеву – барабанщику – 28 лет.

Корреспондент: Для ансамбля такая возрастная амплитуда, наверное, великовата?

Мисевич: Да, в общем-то. Беляев и Мулявин - люди разных поколений. В таких случаях не просто находить общий творческий язык. Но когда он находится, то приносит совершенно своеобразные результаты, которые казались невозможными 15 лет назад, когда все мы были одного возраста и одних взглядов на жизнь. И хотя, как я уже сказал, творческая работа усложняется, мы многое, наверное, потеряли бы, оставаясь в прежнем составе и не имея вот такого свежего, молодого импульса в работе.

Корреспондент: Насколько демократичны отношения между «стариками» и «молодежью» в ансамбле?

Мисевич: Мне трудно судить, поскольку я представляю лагерь «стариков», как вы сказали, но, мне кажется, мы стараемся, чтобы все чувствовали себя независимыми от возраста, так как последний не относится к разряду достоинств и недостатков. Главное - творческий комфорт, который прежде всего зависит от человеческих отношений. Когда новичок приходит к нам в ансамбль, его человеческие качества интересуют нас не меньше, чем музыкальные способности. И если он по каким-то причинам не «вписывается» в наш микроклимат, то, как бы мы ни старались, долго он у нас не проработает.

Корреспондент: Существует некий негласный устав?..

Мисевич: Может быть, это так и называется, но мы даем понять, что основной принцип в нашей работе - взаимоуважение и внимание друг к другу.

Корреспондент: В письмах наших читателей есть вопросы, адресованные музыкантам лично. Вот, например, вопрос Владимиру Мулявину: «Если не секрет, над чем вы сейчас работаете?».

Мисевич: Беру на себя смелость ответить на этот вопрос за Володю. Это секрет. И вот почему. Обычно Мулявин и ансамбль постоянно работают над чем-то новым. Сначала рождается идея - и это самое важное, - а когда идея находит поддержку, и прежде всего у самого Мулявина, человека очень требовательного, он ее обдумывает пару месяцев, и тогда мы начинаем работать. Мы только начали работать над программой «Через всю войну» (идея Владимира Георгиевича, как и большинство остальных), как Мулявин уже придумал что-то новое, о чем я не вправе сейчас говорить. Все может трансформироваться в ходе работы, задуманное может даже стать собственной противоположностью, но работа уже начата. А говорить не хочу о ней еще и потому, что, случалось, мы рассказывали о новой работе, а она по каким-то причинам до зрителя не доходила. Пример тому «Веселые нищие» Бернса на музыку Игоря Поливоды. Мы задумывали программу, а зритель увидел лишь фрагменты ее. С тех пор у нас правило - объявлять о работе только тогда, когда она полностью завершена и, что называется, вписана в программки.

Корреспондент: Сколько всего программ подготовлено за время существования ансамбля?

Мисевич: Три песенных и пять сюжетных. И все эти восемь программ позволяют думать, что мы не стояли на месте. Мы шагали. Вперед ли, вбок, но двигались.

Корреспондент: И каждая программа, вероятно, заканчивала или начинала новый этап в творчестве? Что стало особенно дорогим?

Мисевич: Из песенных программ - много хороших песен и баллад: «Баллада о четырех заложниках» и «Ванька - встанька», песни «Перепелочка» и «Три птицы»*. Из программ сюжетных - первая программа: опера-притча «Песня о доле». К сожалению, профессиональных записей ее не осталось, только любительские. Одно из достоинств этой программы - мелодизм, присущий Мулявину, и прекрасная поэзия Янки Купалы. А еще форма, в которую мы облекли все это. Следующей программой был «Курган». Он создавался «на стыке составов». Здесь мы, как я уже говорил, экспериментировали, искали новый музыкальный язык. К тому времени «Песняры» уже просуществовали пять лет, а это приличный срок для жизни ансамбля, после этого уже можно и расходиться. Но поскольку расходиться мы не собирались, надо было искать. И вот в «Кургане» - плоды наших поисков, особенно удачных в области аранжировки. «Курган» записан на пластинку, отснят на телевидении. Эта вещь осталась. К десятилетию нашего существования мы подготовили программу обрядовых песен - вот как раз ту, о которой мы в начале говорили и которую автор письма обвинил в сложности и утяжеленности музыкального языка. Понимаете, к тому времени мы достаточно хорошо познакомились с народной песней и убедились, что пора изменить подход к ней. Брать для работы любые, приятные на слух песни, мы уже не могли. Мы пришли к некой системе в отборе фольклора. Нас заинтересовала цикличность. Вот, скажем, песни обрядово - календарные. Отсюда и подход аранжировщиков - внедриться вглубь песни. С удовольствием над программой работали, с удовольствием сейчас вспоминаем ее, хотя, наверняка, она не лишена недостатков. Потом к 100-летию Янки Купалы мы подготовили цикл песен на его дореволюционные стихи. Нам это было интересно и важно еще и потому, что Купала в те годы был примерно в таком же возрасте, что и мы, когда готовили программу. И нас интересовало его восприятие мира, его отношение к людям. Его поэзия казалась искренной, понятной и очень близкой нам, хотя и далекой по времени. Песни из этой программы мы иногда поем на концертах. Ну, и, наконец, программа «Через всю войну», премьера которой состоялась в этом году. И поскольку она последняя, то и самая любимая, свежо нами воспринимаемая, и мы с удовольствием ее сейчас показываем зрителям.

Корреспондент: Мы знаем, что летом вы ездили с ней в Москву на двадцать дней. Как прошла премьера там?

Мисевич: Эта программа принята с большим вниманием, чем предыдущая, хотя этого трудно было ожидать, поскольку все-таки военная тема у нас не всегда разрабатывается на достаточно высоком уровне. К сожалению, все еще проходит много штампов. А ведь это тема святая и отношение к ней должно быть самое честное. У себя в филармонии после первых же концертов мы получили много писем, и было очень приятно читать благодарные строчки, приятно, что наша работа так хорошо воспринимается зрителями. Нам во многом помог поэт Валентин Тарас, помог от всей души, потому что о войне он знал несравнимо больше, чем мы, сам воевал совсем молодым. Потому его стихи такие живые и настоящие. С его помощью были отобраны стихи других поэтов - и погибших на войне, и выживших... Ну, а в Москве нас приняли хорошо. Нас там всегда принимают радушно и ждут наших новых программ с интересом. Ну и, конечно, оценка москвичей очень важна для нас. Не в обиду родному Минску будет сказано, Москва - это центр музыкальной культуры, оценка столичных специалистов, музыкантов, зрителей всегда бывает принципиальной, без всяких послаблений для нас.
Корреспондент: Владислав, «Песняры» стали старше на пятнадцать лет. А повзрослел ли их зритель? Среди писем с вопросами к вам есть и письмо шестнадцатилетней Гали Банных из Челябинской области, почти ровесницы ансамбля...
Мисевич: 15 лет — это целая творческая жизнь музыканта и писателя. А то и две жизни. История знает примеры, когда за пять лет люди создавали себе такую творческую биографию, которая оставалась в веках. А специфика нашего жанра в том, что он требует постоянного обновления, движения вперед. То, что было интересно вчера, сегодня кажется блеклым. Век эстрадной песни недолог. И создателям ее нужна постоянная работа над собой, над своим творчеством. Идут годы, меняется отношение к людям, к жизни, к вещам, к музыке, к себе, наконец. И все это имеет огромное влияние на творчество. Оно становится сложнее. И соответственно меняется и публика на наших концертах. С одной стороны, вместе с нами двигаются наши прежние почитатели, поклонники, и потому «премьерные зрители» на наших концертах — это уже люди нашего возраста. Но поскольку «Песняры» не потерялись в толпе ансамблей, не пропал интерес и у молодежи. Хотя процент ее уже значительно ниже среди зрителей. Я недавно был на концерте Кузьмина. Вот он поет для молодежи. У нас другое восприятие жизни. И, конечно, Кузьмин и «Динамик» им более понятны, нежели «Песняры». Мы это все понимаем и, прямо скажем, не очень страдаем, поскольку процесс взросления необратим. И тем не менее, нам очень приятно видеть на концертах шестнадцати-восемнадцати летних ребят. И то, что они приходят в залы, мы считаем своей удачей. С нашими сверстниками мы говорим своим, естественным языком, не напрягаясь — это наши близкие знакомые и собеседники. А молодежь для нас - это всегда что-то неизведанное. И когда мы завоевываем ее внимание, то считаем, что программа получилась, что она современна, а это очень важно.
Иван С., г. Витебск: «Чем вы занимаетесь еще, кроме работы в ансамбле? Или на другое не хватает времени?»
Мисевич: Видимо, здесь можно говорить только об отпуске или об учебе, потому что времени на что-то другое действительно не хватает. Многие наши ребята учатся — те, кто имеет одно высшее образование, получают второе в консерватории, мы с Кашепаровым занимаемся в институте культуры. А так... Ну что? Детей растим.
Виктор Кожевников, г. Калининград: «Кого из советских эстрадных певиц, певцов, ансамблей вы считаете лучшими?».
Мисевич: Что касается меня, то я считаю, что абсолютно лучших, видимо, не существует. И тем не менее, на мой взгляд (независимо от того, считаю я так или нет), лучшая певица сегодня — это Алла Пугачева. Но это не значит, что у нас нет других певиц — есть хорошие джазовые певицы Ирина Отиева, Лариса Долина. Но на ступеньке популярности они занимают несоответствующее им место только потому, что джаз не все понимают и, соответственно, не все могут оценить этих певиц. А может быть, будущее эстрады как раз за ними.
Ансамбли... здесь сложная ситуация. Здесь я буду совсем субъективным. Назову ранних «Рэро», ранних «Гайя», без которых не было бы последующих ансамблей. «Поющие гитары» — это ансамбль, без которого наш жанр, наверное, не родился бы. Они — первооткрыватели вокально-инструментального жанра на советской эстраде, а мы на себе испытали, как трудно быть первыми хотя бы в чем-то, а они были почти во всем. «Веселые ребята» на определенном этапе сыграли свою роль и не должны быть забыты. «Ариэль». Кстати, этот ансамбль и по сегодняшний день существует в том же составе, что был с самого начала, и вот уже десять лет прилично работает. Это приятное исключение — вот такое постоянное творческое содружество. Наши «Верасы» в последнее время хорошо о себе заявили...
Виктор Салещук, г. Гродно: «Занимаются ли «Песняры» спортом?»
Мисевич: Да. Играем в футбол и болеем за футбол. А вот Кашепаров к тому же и автолюбитель.
Иван С., г. Минск: «Вопрос Дайнеко: какие песни вы больше любите исполнять — народные или современных авторов?»

Мисевич: Дайнеко у нас обладает очень важным для коллектива качеством: у него отличная фонотека современной музыки и он большой знаток ее. И тем не менее, я думаю, он бы ответил на этот вопрос так: люблю исполнять и цитировать современные песни, но в равной степени и народные. И доказательство тому: аранжировки народных песен Мулявин в последнее время доверяет только ему.
Лютаревич Олег, г. Витебск: «Ездили ли «Песняры» в США второй раз? Если нет, то почему?»
Мисевич: Я повторюсь, вероятно, поскольку об этом много писалось раньше. У нас были две поездки в США — в 1975 и 1977 году. В 75-м мы оказались первым эстрадным коллективом нашей страны, гастролировавшим в Соединенных Штатах. Тогда вокально-инструментальный жанр был еще относительно молодым. Мы работали вместе с американским ансамблем «Нью-Кристи» - в то время это был один из самых популярных там ансамблей, и еще вместе с нами выступал Барри Уайд — певец с мировым именем. Мы объездили города южных штатов. Поездка продолжалась около двадцати дней, прошла успешно и оставила в нашей памяти приятные воспоминания, надеемся, что и в памяти американцев тоже. Мы многое увидели, узнали, записали пластинку вместе с ансамблем «Нью-Кристи». Следующая поездка была через полтора года. Но в этот раз мы ездили в составе большой группы и работали только в Нью-Йорке. Приехали мы уже как знакомые, потому что пресса широко освещала первую нашу поездку. И «Нью-Йорк таймс», и вашингтонская пресса отмечали своеобразие ансамбля и высокий музыкальный ypoвень. Были поездки во Францию, ФРГ, Швейцарию, Финляндию, в Латинскую Америку — Мексику, на Кубу несколько раз. Часто бываем в социалистических странах. Словом, белорусскую песню слышали во многих уголках земного шара.
Времени до начала новых гастролей оставалось все меньше, и Владиславу Мисевичу пора было собираться в дорогу. Оставалось только поблагодарить его за интервью и пожелать счастливого пути ансамблю.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Эта непрофессиональная народная музыка

News image

Этномеханика -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра Прибой , отданного...

«Мельница» устроила рождественскую премьеру

News image

Удивительные подарки решила подарить своим поклонникам группа «Мельница». Музыканты будто решили развеять хандру, характерную для первой послепраздн...

Выступления:

News image

РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КВАРТЕТ СКАЗ

«Русский концертный квартет «Сказ» является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого н...

News image

Государственный оркестр Гусляры России

Государственный оркестр «Гусляры России» – уникальный коллектив, состав которого не имеет аналогов в мире. В оркестре одновременно представлены ...

Интервью:

Сергей Клевенский: 24 часа в сутки я ищу выход из творч

News image

Недавно у духовика-мультиинструменталиста Сергея Клевенского вышел второй сольный диск – «Галерея снов». Он рассказал в интервью «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru», чем сольное творчество отличае...

Читать
Клиники Южной Кореи при мощной поддержке правительства завоевали доверие пациентов..Стоимость обследования варьируется от 500 до 5000 долл. После изучения результатов, специалистом выбирается оптимальный вариант лечения. Лечение не назначается по предоставленной информации из-за рубежа.

Инструменты

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Авторизация



Новые альбомы:

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...

«Ulytau» - «Jumyr-Kylysh»

News image

Всякий раз, беря в руки альбом инструментальной музыки, первым делом задумываешься о нелегкой судьбе такой музыки на э...

«Начало века» - «Этнограмма»

News image

Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории. Волна, ...